ChinAvto.Ru — Три китайских тонны — грузовики JAC

20.01.2005

– Держи кольцо Всевластия, Фродо! Видишь, на нем проступает надпись?– Вижу…– И что там написано?– Мade in China!– Этого-то я и боялся…(Анекдот на тему трилогии «Властелин Колец»)

Японскими грузовиками в нашей стране никого не удивишь: за Уралом их — хоть отбавляй. Грузовые «корейцы» — Hyundai или, к примеру, Kia — тоже встречаются на дорогах. А вот грузовики из Китая у нас до сих пор не продавались!

Нам на испытания достались два самых первых «российских» экземпляра марки JAC. Что представляют из себя эти машины? Сколько стоят? Смогут ли они потеснить продукцию российского автопрома?

Оглянитесь вокруг: китайских товаров в нашей стране (да и не только в нашей) — полным-полно. Авторучки, зонтики, калькуляторы, будильники, ножи… Игрушечные машинки, наконец.

Вот только настоящих автомобилей «Мade in China» у нас до недавних пор не было — несмотря на огромные объемы производства. Даже удивительно, что китайский автопром так поздно пришел на российский рынок!

Впрочем, специалисты утверждают, что в Китае существует запрет на вывоз автомобильного «секонд-хэнда» за пределы страны; а потому продаваться у нас будут только новые машины.

И «трехтонки» JAC, о которых пойдет речь — тоже новенькие, только что с конвейера. Кстати, JAC означает Janghuai Automobile Company. Но сами китайцы расшифровывают эту аббревиатуру как «Japan technology, America standard, China create» — мол, сделано в Китае, но по японским технологиям и американским стандартам. Не погорячились ли братья-китайцы? Сейчас узнаем!

«МОЙ ЩЕНОК ПОХОЖ НЕМНОГО…»

«…на бульдога и на дога, на собаку-водолаза и на всех овчарок сразу!» А вот наши подопытные как две капли воды похожи на аналогичных «японцев» и «корейцев».

Причем похожи во всем — от дизайна до ничем не закрытого аккумулятора (привет грузовичкам Kia калининградской сборки!). Что тут скажешь? Потрясающий талант китайских автостроителей к копированию чужих решений давно известен! Впрочем, на двигателе одной из машин честно выштамповано: Nissan Diesel Technology, «сделано по ниссановским технологиям». Но об этом — чуть позже.

Несмотря на компактные размеры, грузоподъемность обоих автомобилей — и «маленького», с синей кабиной, и «большого» — ровно три тонны. (Во всяком случае, так указано в технических характеристиках.)

Правда, в заголовке тех же характеристик черным по белому написано, что один грузовик — трехтонный, а другой (маленький)… двухтонный. Поистине, Восток — дело тонкое!

Но в любом случае управлять и той, и другой машиной можно только при наличии «грузовой» категории в правах. Правда, по виду обе машинки никак не тянут на «трехтонки» (что наверняка понравится покупателям). Так что мы, не рискуя быть остановленными гаишниками, «кочегарили» по МКАДу в левых рядах, вслед за Газелями…

О КОНСТРУКЦИИ

Устроены грузовички просто. Незамысловатые рамы, рессорные подвески, откидные кругленькие кабинки. А под ними — китайские силовые агрегаты.

Кстати, доступ к обоим двигателям несложный: можно поднять пассажирское сиденье или же откинуть кабину — вручную, но без особого труда.

Так вот. На «маленькой» машине стоит 3,1-литровый турбодизель Dongfeng, сделанный «по ниссановским технологиям». Он развивает 110 л.с. и, несмотря на отсутствие промежуточного охлаждения воздуха, отвечает нормам Euro 2.

Честное слово, за державу обидно: наши заводы только-только осваивают выпуск агрегатов Euro 2, а китайские «штампуют» их вовсю! Мы-то думали, что китайцы обеспокоены только проблемой рождаемости…

Двигатель второго грузовика — той же марки Dongfeng (правда, уже без ссылок на Nissan), и тоже Euro 2. Но сам агрегат более крупный, 3,9-литровый; здесь уже есть интеркулер, а мощность — 120 л.с.

Электрооборудование тоже существенно различается: у «маленькой» машины оно «легковое» — 12-вольтовое, с одной аккумуляторной батареей, а у «большой» — «грузовое» (24 В, два аккумулятора). Разумеется, в наших условиях, да еще зимой, предпочтительнее более мощная система.

Под стать «электрике» и тормоза: на маленьком грузовике они гидравлические, на большом — пневматические (но устаревшей конструкции, без энергоаккумуляторов).

Тормозные механизмы обеих машин тоже не самые современные — барабанные, без АБС. А еще в пневмосистеме «большой» машины мы не обнаружили такого важного элемента, как осушитель воздуха!

Впрочем, по утверждению продавцов, на машинах, которые пойдут в продажу, будут и осушитель, и, тем более, АБС. Иначе грузовички не пройдут сертификацию.

ЗАЧЕТ ПО ЭРГОНОМИКЕ

Не секрет, что грузовики, скроенные по «азиатским лекалам», как правило, уступают «европейцам» по эргономике. Не оказались исключением и «китайцы».

Проблемных мест немало. Например, при посадке в кабину водитель волей-неволей задевает одеждой арку колеса. И если куртка длинная — через несколько дней работы ее можно будет сдавать в химчистку…

Теперь, сидя на водительском месте, закроем распахнутую настежь дверь. Дотянуться, конечно, можно, но это — почти гимнастическое упражнение!

Для удобства входа-выхода в кабине предусмотрены ручки. Но самый удобный способ покинуть салон — это прыжок с опорой на руку.

Обычно и за рулем «азиатов» бывает тесно. К счастью, здесь рулевые колонки регулируются по углу наклона, что частично снимает проблему: диапазон большой и регулировать удобно. Однако, настроив баранку «под себя», «просочиться» на улицу становится не так просто.

Впрочем, водителю здесь удобно: во время испытаний мы не почувствовали ни малейшего дискомфорта. Правому пассажиру тоже удобно; а вот среднему уже тесновато — мешает кожух печки.

К расположению органов управления претензий нет: разве что высоковаты педали сцепления и тормоза (сцепление большой машины еще и туговато).

А вот «ползунки» системы отопления и вентиляции хоть и расположены нормально, но выглядят просто доисторически!

Да и приборные панели — явно из прошлого века. При этом у «большой» машины нет тахометра, а в манометре пневмопривода — всего одна стрелочка на оба тормозных контура.

КИТАЙСКИЙ ВЕЩЕВОЙ РЫНОК

Теперь — о мелочах. «Бардачок» здесь совсем несерьезный, а других емкостей в кабине нет. Зато курильщикам раздолье: пепельниц аж две (слева — персонально для водителя, в центре — для всех). Есть и выдвижной подстаканник.

А вот любителям «радио ночных дорог» не повезло. Правда, в обоих грузовиках присутствуют магнитолы с колонками в дверях; и девушка на инструкции к магнитоле призывает: enjoy your music, наслаждайся, мол, своей музыкой… Куда там! Качество звука — разве что шум мотора заглушать. Впрочем, нашим неизбалованным водителям и такая магнитола в радость.

Да и в целом, интерьер оставляет неоднозначное впечатление. Детали изготовлены из дешевого пластика, но выполнены и подогнаны неплохо. Достойно выглядит люк в крыше; на маленькой машинке есть даже электрические стеклоподъемники. Но передняя панель — как с вещевого рынка. Отделка пафосным пластиком «под дерево» убивает наповал!

ЕЗДИМ ПО СНЕГУ

Перед тем, как проверить «китайцев» в деле, мы выехали на заснеженный Тушинский аэродром — посмотреть, как машины ведут себя на скользкой дороге.

Первое, с чем пришлось столкнуться — это далеко не идеальное включение передач. Маленькая машинка оснащена 5-ступенчатой коробкой, большая — 6-ступенчатой. Но ходы рычага и усилия на нем явно великоваты и там, и там.

На «большой» машине вторая передача (с которой мы обычно и трогались) вообще не всегда «втыкается» с первого раза. Скорее всего, это проблема не коробки, а привода. Но все равно — неприятно.

На заснеженной дороге в очередной раз подтвердилось, что на снегу машины всех национальностей, обутые в летние шины, легко уходят в занос… А для пустого автомобиля с кабиной над двигателем это особенно актуально: ведь задняя ось разгружена!

Однако претензий к китайским грузовичкам здесь нет. Если они начинают скользить, то делают это правильно и предсказуемо: погасить занос не сложно.

А вот забуксовать на узеньких летних шинах — пара пустяков. Мы минут двадцать не могли тронуться на совершенно безобидном месте! Пришлось звать на помощь сторожа ближайшей стройки и подкладывать под колеса металлические решетки…

НА АСФАЛЬТЕ

И вот обе машинки — на шоссе. «Китайцы» легко вписываются в транспортный поток и ведут себя в нем как завсегдатаи; правда, процесс разгона заметно различается.

Передачи «большого» грузовика — короткие, и потому при разгоне быстро «утыкаешься» в ограничитель. На второй машине передачи, наоборот, длинней и моторчик надо раскручивать (а он это делает не очень охотно). Но в целом динамика разгона — неплохая.

Хуже обстоит дело с эластичностью двигателей: когда скорость потока снижалась, приходилось часто «подтыкать» пониженные передачи.

Обзор хороший во все стороны — разве что к кривизне зеркал приходится привыкать.

Дорогу машинки держат на твердую «четверку», но рули — совершенно «пустые», без обратной связи. Да и «остроты» тоже нет. На скорости 80 км/ч можно запросто покачать руль градусов на тридцать влево-вправо — и траектория даже не изменится! Особенно «задумчив» в этом плане большой JAC (что, впрочем, не затрудняет вождение).

Тормоза в целом неплохи, но на грузовике с пневмоприводом задняя ось явно «перетормаживает»: колеса легко блокируются даже на асфальте. К тому же при торможении машину ведет в сторону (видимо, колодки еще не приработались).

Зато плавность хода «большой» машины лучше! Конечно, подвеска жесткая у обоих грузовиков — но маленький JAC еще и «козлит».

Поэтому «мелочи», лежащие на пассажирском сиденье, ведут себя совершенно по-разному. В первом случае они просто подпрыгивают на неровностях, а во втором норовят «ускакать» и провалиться за сиденье, в щель между подушкой и спинкой…

Впрочем, «козлиные» повадки малыша несколько компенсируются менее звучным голосом: японский моторчик тише китайского. Но в целом в обеих кабинах не очень шумно — вплоть до средних оборотов.

КАКОЙ КЛИМАТ В КИТАЕ?

Не вспоминая школьных уроков географии, мы пришли к выводу, что климат в Китае достаточно мягкий.

Ведь за всю многочасовую поездку стрелки указателей температуры не поднялись и до половины шкалы! За бортом — минус 10, печки включены на «максимум», вентиляторы с шумом «пашут» на максимальных оборотах — а из дефлекторов дует еле теплый воздух. Хорошо хоть, стекла даже не пытаются обмерзать…

И еще о прогреве — только уже не салона, а двигателей. Свечи накаливания «ниссановского» двигателя включаются не автоматически, а клавишей на панели. Не будут ли неопытные водители забывать про нее и «крутить» мотор в холода без подогрева?

А вот расход топлива порадовал. При средней скорости движения 55,8 км/ч расход топлива большой машины равен 12,6 л/100 км, а маленькой — всего-то 9,6 л/100 км. Конечно, в кузовах не было груза, да и режим движения — почти магистральный. И все равно: для машин такого класса — весьма скромно.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Итак, в «плюсе» китайских грузовиков — низкий расход топлива, компактность и маневренность. В «минусе» — эргономика, шум, плавность хода, отопление.

Впрочем, от некоторых проблем продавцы обещают избавиться: например, будут устанавливаться другие термостаты (значит, машины должны стать «теплее»); появятся упомянутые АБС и осушитель воздуха.

Гарантийный срок на новые машины уже известен: один год или 50 тысяч км пробега.

А теперь самое интересное: сколько будут стоить грузовички? Не очень много — но и не так мало, как мы ожидали.

За большой JAC с китайским двигателем продавцы просят $19100; маленькая машинка с мотором «по японской технологии» обойдется в $19900.

Так что прямой угрозы зиловским Бычкам (которые стоят около $13000) со стороны этих «трехтонок» не видно: скорее, они будут конкурировать с новыми «корейцами». Так что бешеная популярность в России им вряд ли грозит.

Более того, за двадцать тысяч (правда, не долларов, а евро) можно взять подержанный развозной MAN — причем уже с фургоном и гидробортом. Да и рынок китайских запчастей в России отсутствует…

И еще. С новеньких грузовых платформ уже отваливается краска! Как-то здесь обстоят дела с качеством и надежностью в целом?

В общем, пока китайцы могут только мечтать о «кольце власти» над российским рынком грузовиков. Но это — только пока: уже известно, что летом к нам придут и более дешевые машины.

На этом поставим точку — и посмотрим, как будут развиваться события.

Некоторые технические характеристики грузовиков JAC (данные производителя)
Модель HFC1045K2 HFC1061K
Допустимая нагрузка, кг 3000 3000
Полная масса, кг 5540 6200
Снаряженная масса, кг 2540 3200
Габаритные размеры автомобиля, мм 5980х2020х2170 7115х2090х2170
Габаритные размеры платформы, мм 4180х1900х400 5290х1960х400
Колесная база, мм 3308 3818
Коле передняя/задняяя, мм 1580/1395 1665/1485
Дорожный просвет, мм 190 200
Двигатель дизель с турбонаддувом, Euro 2
Марка Dongfeng/Nissan Dongfeng
Наличие промежуточного охлаждения воздуха нет да
Число и расположение цилиндров 4 в ряд 4 в ряд
Рабочий объем, куб. см 3153 3856
Максимальная мощность, л.с/об/мин 110/3600 120/2800
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин 221/1800 343/1800
Сцепление сухое, однодисковое с усилителем
Число передач в КПП 5 6
Тормозная система гидравлич. пневматич
Тормозные механизмы барабанные барабанные
Шины 6.50R16 7.50R16
Объем топливного бака, л 90 90
Максимальная скорость, км/ч 95—100 95—100

Автор: Геннадий БорисовФедор Лапшин

Источник: Журнал «Авторевю — Грузовики и Автобусы» №3, 2005

cub-3679236 Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.